Главная _
Приветствую Вас Гость | RSSСуббота, 20.04.2024, 06:28
Регистрация

Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: andoid  
Форум » Дизайн » Скульптура » Скульптура. Уроки скульптуры. В помощь юным скульпторам.
Скульптура. Уроки скульптуры. В помощь юным скульпторам.
andoidДата: Вторник, 26.05.2009, 23:32 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 234
Репутация: 2
Статус: Offline
Скульптура. Уроки скульптуры. В помощь юным скульпторам.

Скульптурная профессиональная мастерская в идеале состоит из нескольких отдельных помещений, ведь разные материалы требуют различных условий работы. Основное помещение предназначено для лепки, его размеры связаны с характером выполняемых произведений. Чтобы впечатление от скульптуры при лепке было целостным, необходимо определить свободное место для отхода. Модель располагается справа и сзади от скульптуры на расстоянии не менее полутора ее высот.

Одной из самых главных проблем является организация освещения.

Если осветить модель и работу спереди - тени исчезают, объемы становятся плоскими; сзади - все пропадает в тени. Правильным считается свет боковой, верхний с левой стороны. Хорошо иметь свободную площадь окон (лучше во всю стену) и застекленную часть потолка (фонарь). Равномерности освещения благоприятствуют: окна с северной стороны, матовые стекла, светлые драпировки. Гораздо сложнее организовать искусственное освещение, так как оно дает более резкие тени. Избежать этого помогут лампы дневного света. При работе дома нужно учесть, что бытовые люстры, особенно с граненым стеклом, имеют собственный теневой рисунок. Лучше им предпочесть фотосветильники, которые устанавливают на зажимах; советуем пользоваться матовыми лампами или матовыми стеклянными фильтрами. Одного источника освещения недостаточно - возникнут резкие тени, искажающие объем. Поэтому ставятся дополнительные, иногда используют белые бумажные экраны - отражен-ный от них свет уменьшает глубину теней.

Теперь об оборудовании мастерской.

Главная ее принадлежность - станок, крутящийся столик, позволяющий, не сходя с места, обозревать работу со всех сторон. Станок бывает наполь-ным и настольным, его нетрудно изготовить в домашних условиях. Хорошо, если он регулируется по высоте - тогда его можно подгонять по росту автора и устанавливать удобный угол зрения в зависимости от величины скульптуры. Очень важно, чтобы при длительных сеансах не уставали руки. Необходимо, чтобы при повороте столик станка сохранял горизонтальное положение. Это легко проверить, поместив над ним на прикрепленном кронштейне отвес. Столик должен вращаться легко и плавно, иначе при лепке может произойти деформация работы. Учитывая, что вместе с глиной на станок попадает вода, следует его покрасить, чтобы предохранить от коробления. Форма столика станка должна быть круг-лой или квадратной - но не овальной или вытянутой прямоугольной. Поворотную часть может выполнять спортивный снаряд "Грация". При размерах этюда до 25 см можно лепить сидя, поскольку для нормального обозрения скульптуры достаточно отклониться назад. При больших объемах скульптур придется вставать для отхода, что изменит угол обозрения. В таком случае лучше работать стоя. Подставка для модели называется подиумом. Удобно, когда подиум, как и станок, вращается.

Перечень скульптурных инструментов исчисляется десятками наименований. Для камня требуются скарпели, шпунты, троянки, закольники, сверла. Для дерева - стамески, долота. Для металла - молотки, чеканы и т. д. Но, как правило, скульптор начинает свое произведение в мягком материале - глине, пластилине, воске, которое потом переводится в камень, дерево, металл. При лепке нет более чуткого и послушного инструмента, чем рука человека. И все-таки ей нужны помощники. Это стеки различных форм, выполненные из плотных пород дерева, и петли, закрепленные на рукоятках, различные согнутые полоски или проволока из нержавеющего металла. Петли используются для снятия крупных объемов мягкого материала.
Стек (в переводе - палка) в процессе творчества становится частью руки, ее продолжением и должен быть сделан "под руку" скульптора. К сожалению, покупные инструменты не обладают этим качеством. Стеки изготавливаются из прямослойного самшита, граба, бука. Эти породы дерева плотны и мало впитывают воду. При использовании березы и других более мягких пород стек для водонепроницаемости проваривают в подсолнечном масле в течение 30 минут. Средняя часть стека, длина которого равна примерно длине ладони, имеет утолщение, чтобы удобно было держать его в руке. Слишком длинные и слишком короткие неудобны. Засохшую на стеке глину нельзя отмачивать, так как дерево впитывает воду и разру-шается на краях, при этом инструмент приходит в негодность. Его следует сразу после работы протереть тряпкой.

Кроме того, при лепке используют деревянные молотки (киянки) для нанесения крупных планов (плоскостей), кронциркуль для проверки правильности взятых на глаз пропорций, отвес и уровень для определения вертикальности и горизонтальности при лепке фигуры. Каждый из мягких материалов (глина, воск, пластилин) имеет свои особенности и пластические возможности. Глина - основной мягкий материал скульптора. Пластичность глины связана с ее насыщением водой. При высыхании происходит усадка и растрескивание. Поэтому скульптурное изображение надо постоянно смачивать, но только пульвери-затором, так как при обильном поливе может произойти оползание глины. Смачивание производится обычно по окончании сеанса, затем скульптура покрывается влажной нетяжелой тканью и полиэтиленом для предотвращения высыхания.

Глины в природе встречаются различные по цвету и составу. Хорошо, если цвет выбранного мягкого материала соответствует авторскому замыслу. Иначе при смене цвета изменятся светотеневые отношения, установленные во время лепки. В глине всегда есть крупные частицы. Чем их меньше, тем глина лучше. Проверить ее качество можно следующим способом: увлажняют до тестообразного состояния и раскатывают в шнур толщиной 3- 4 мм, после чего сворачивают в кольцо диаметром 3 см. При этом не должно происходить растрескивания. Искусственно улучшают ее пластические свойства вымораживанием (выветриванием), то есть длительно выдерживают на открытом воздухе. В природе жирные глины залегают выше тощих, имеющих большое количество песчаных частиц.
Глина дробится и заливается водой в емкости, после размягчения промешивается до полной однородности и исчезновения сухих комков. Потом всю ее надо прода-вить через сетку с отверстиями 2-3 мм для удаления посторонних частей. Эту операцию проделывают и со старой глиной, в ко-торой могут остаться кусочки гипса, проволока от каркаса. Это очень важно, так как скульптор держит в памяти все планы и ракурсы, видимые и невидимые, и любая помеха будет мешать ему сосредоточиться. Полученную глину раскладывают ровным слоем на полиэтилене, чтобы испарилась лишняя влага, а потом убирают в нержавеющую емкость и накрывают влажной тряпкой. Для придания скульптуре выразительности пользуются различными глинами. Например, при моделировании складок ткани - мягкой, а при моделировании тела - жесткой. При хранении мягкая глина находится под слоем жесткой.

Еще раз хочется напомнить, что глины встречаются везде. Наилучшая для лепки та, которая не прилипает к рукам. Для этого рекомендуем промесить ее на гипсовой доске, оттягивающей лишнюю влагу. Глины готовят примерно вдвое больше, чем требуется по предварительному расчету. Нужно помнить, что в ней нередко присутствуют органические вещества, и герметичная упаковка ее во влажном состоянии приводит к заплесневению, а плохое мытье рук после лепки - к кожным заболеваниям. По завершении работы глину незамедлительно переводят в твердый материал (обычно гипс) из-за опасности ее высыхания и растрескивания. Перевод произведений в гипс является отдельной областью скульптурного ремесла. Керамические изделия лепятся без каркаса из специально отобранных глин, тщательно сушатся и обжигаются. При этом все части изделия лепят примерно одинаковой толщины, тогда оно высыхает равномерно и не трескается. Воск широко используется в скульптуре, чаще при изготовлении моделей под литье, поскольку он дает возможность тонкой проработки поверхности изображения и полностью выплавляется. Некоторые мастера прошлого использовали воск для миниатюр. Он хорошо лепится, но менее пластичен. Например, широко известны великолепные произведения выдающихся мастеров первой половины XIX века Ф. Толстого и Н. Уткина.

Пластилин, как и воск, не сохнет, поэтому может использоваться в мелкой пластике, где нужна тонкая проработка. В большом объеме он употребляется редко. Пластилин не требует массивного каркаса, так как не оползает под собственной тяжестью. Перед употреблением массу советуем хорошо промять, чтобы она стала пластичнее. Используют металлические и пластмассовые стеки, которые периодически смачивают водой, чтобы пластилин не прилипал к ним. Пластилин имеет давнюю историю и множество рецептов изготовления. Сейчас применяют эглин и цветной пластилин. Рекомендуем лепить в светлом материале, так как темный поглощает свет, и объем становится трудноразличимым. Использование одновременно нескольких цветов невозможно, поскольку возникающие цветовые отношения путают рисунок объемного изображения. Разноцветный пластилин рекомендуется детям младшего возраста при ознакомлении с цветовым и объемным многообразием окружающего мира.

Процесс создания скульптуры начинается с ее осмысления. Ни в коем случае нельзя приступать к работе, не зная и не чувствуя конечный образ. Запомните: невозможно стать скульптором, не владея свободно рисунком. Рисунок скульптора обладает особой четкостью, конкретностью. Он дает возможность запечатлеть впамяти объем, движение, соотношение масс. Когда сложилось понимание образа, следует приступить к изготовлению каркаса. Это скелет и фундамент будущего произведения. На него нельзя жалеть времени. Силы, необходимые для решения творческих задач, при плохом каркасе уйдут на борьбу с опускающимися и заваливающимися частями этюда. Скульптору приходится затрачивать огромные усилия, и, чтобы они не пропали даром, на первом - подготовительном - этапе необходима дисциплина, трезвый и точный расчет. Не стоит пытаться чувством решить то, что требует расчета, и наоборот. Каркас устанавливается (а для его изготовления используется проволока разного диаметра, обязательно отожженная) на деревянной площадке со строго параллельными плоскостями. В центре вращения площадки намечается место будущего произведения. Так как оно будет помещено на глиняной подставке, ко-торая называется плинт, высоту каркаса нужно увеличить на толщину плинта. При изготовлении фигурки основой каркаса становится глаголь, толщина которой зависит от массы скульптуры. На глаголь крепится весь каркас, и он не должен сгибаться под тяжестью глины. Для монолитной работы каркас может представлять собой вертикальную деревянную стойку с крестиками, удерживающими глину от оползания.

Лепку начинают с прокладки, то есть набора массы, объема. При этом сразу определяются пропорции, которым потом надо неукоснительно следовать. О передаче характера натуры нельзя забывать ни на минуту. Располагая модель, подумайте о фоне. Даже площадку подиума, если на ней прочитываются стыки досок, лучше застелить однотонной бумагой. Мы часто говорим о технике, которой владеет мастер. А это еще и способность видеть свои ошибки и удачи, умение исправить первые и сберечь вторые.

Источник: "Юный художник", 9, 1986


Создание web-сайтов mail: studio.wd@yandex.ru
 
an4n1anДата: Четверг, 27.05.2021, 03:52 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Прикрепления: 2883737.png (217.8 Kb)
 
Форум » Дизайн » Скульптура » Скульптура. Уроки скульптуры. В помощь юным скульпторам.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024