Главная _
Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 24.04.2024, 19:04
Регистрация

Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: andoid, sergar  
Форум » Дизайн » Стили » Барокко (Барокко стиль в архитектуре конца XVI)
Барокко
andoidДата: Понедельник, 09.06.2008, 14:24 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 234
Репутация: 2
Статус: Offline
Барокко

Барокко стиль в архитектуре конца XVI - середины XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью. Для архитектуры барокко характерны живописная пластика фасадов, богатая игра светотени, сложные криволинейные планы, пышная декоративная лепнина и насыщенная окраска зданий. Так называемое московское барокко конца XVII - начала XVIII вв. (церковь Покрова в Филях и церковь Троицы в Троице-Лыкове и др.) было ещё тесно связано с традициями древнерусской архитектуры. Ближе к европейскому барокко памятники московского зодчества первой половины и середины XVIII в., в которых многочисленные заимствования из западноевропейской и восточноевропейской (особенно украинской) барочной архитектуры сочетаются с композиционными приёмами, развивающими принципы русского зодчества XVII в. (например, постройки И.П. Зарудного - "Меншикова башня", церковь Иоанна Воина). В формах зрелого европейского барокко построены дом Апраксиных-Трубецких, церковь Климента папы Римского, "Грот" в Кускове (1755-75, архитектор Ф.С. Аргунов), некоторые церкви по проектам К.И. Бланка и др.

''С милым рай и во дворце! Дайте мне мой шалаш
с мраморной колоннадой до горизонта. Дайте мне мою
пастушку, но, если возможно, сделайте ее герцогиней!''

Виктор Гюго ''Отверженные''

Сегодня нам предстоит выбрать что-нибудь приемлемое для современной жизни из богатого наследия стиля барокко. В первую очередь определимся с его приметами и приемами, чтобы "взять на корабль современности" самое эффектное, очевидное и яркое. В то же время не забудем и об относительной простоте исполнения. В отличие от Людовика XIV, мы не ставим перед собой задачу создать интерьер на века, чтобы каждое кресло повторяло вслед за владельцем: "Государство - это я!"
Итак, barocco (итал. причудливый, странный) - пожалуй, самый эмоциональный среди стилей. В его интерьерах преобладали сложные планировки, сдвоенные и витые колонны, мотив овала

Характерная планировочная композиция - анфилада дворцовых залов. Дверной проем увенчан живописным тондо
Спальня. Витые колонны поддерживают балдахин кровати, шкаф-бюро украшен интарсиями ценных пород дерева. Мотив движения, такой важный для барокко, поддержан ритмами колонн и драпировок

Характерное пристенное украшение - стол-консоль с мраморной столешницей

Декоративные свойства стиля
Мы помним, что существуют два подхода к организации пространства, как внешнего, так и внутреннего, - конструктивный и декоративный. Барокко был исключительно декоративным стилем. Более того, все конструкции здания непременно маскировались эффектным оформлением интерьеров. Вместе с тем барокко - самый пластичный стиль, выводящий на первый план пышные завитки и сложные орнаменты, текучие формы мебели и живописность в отделке помещений.

Пространство стиля
Пространственные построения стиля барокко отличаются живостью, постоянным развитием. Классическая ясность, статичность теперь уступают место энергичной динамике. Здание словно вырастает из городской среды, поражая своими выразительными внешними формами. Интерьер непременно начинается лестницей, сразу задающей тон остальному внутреннему пространству. Эффектная анфилада дисциплинирует дальнейшее движение, заставляя его развиваться каскадом. Вот эта каскадность пространства особенно привлекательна и одновременно сложна при воспроизведении черт стиля барокко.

Каким бы энергичным ни было начало, развивающееся пространство все равно стремится к высшей эмоциональной точке - тронному залу или парадной галерее. Движение может быть бурным, мощным в парадных помещениях и затейливым, мелким в интимных покоях. Для динамичности в барочных интерьерах применяли смены ракурсов и разного рода оптические эффекты. Например, зал зрительно увеличивали при помощи зеркал, особым образом расположенных на стенах и даже потолке. Существовала целая система оптических обманок, имитирующих объем, открытое пространство, создающих ложную перспективу. Динамику пространства подчеркивали также тяжелые формы барочной мебели, живописный и лепной декор.

Биография стиля
Одним из законодателей вкуса эпохи барокко был итальянский архитектор, скульптор и художник XVII века Джованни Бернини. В его произведениях был создан уникальный синтез архитектуры и скульптуры. Работая и как живописец, и как график, Бернини оставил замечательные по экспрессии изображения собственного лица, а также целый ряд остроумных шаржей, сделавшись одним из основоположников искусства карикатуры.

Любимец Ватикана и Папы Римского, Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В 1624-1633 годах он возвел над главным алтарем собора Святого Петра величественный и динамичный в своей живописности бронзовый балдахин. Основу конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, создающие эффект непрерывного роста. В 1629 году Бернини был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Более, чем кто-либо иной, маэстро способствовал формированию новых барочных черт в архитектуре Вечного города. Причем появляющиеся ансамбли отнюдь не подавляли человека, а, напротив, возвышали его, усиливая праздничную авантюрность облика Рима.

По проектам и эскизам Бернини построены пышные фонтаны с выразительными фигурами, олицетворяющими природные стихии. Это "Фонтан Тритона" (на площади Барберини, 1640) и "Фонтан Четырех рек" (на площади Навона, 1647-1652). Кроме того, в 1656-1665 годах была оформлена площадь перед собором Святого Петра, закрепившая его значение как главного храма католического мира. Грандиозная, в плане овальная колоннада, по словам самого Бернини, "заключает здание в объятия". Позднее возводится церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), увлекающая зрителя мощным ритмом своих форм, и создается "Королевская лестница" в Ватикане (1663-1666). Благодаря хитроумному перспективному трюку, спускающийся сверху человек выглядит гораздо более высоким, чем на самом деле. Приглашенный в Париж, к королевскому двору, Бернини выполнил в 1665 году монументальные проекты нового фасада Лувра, а в 1671-1677 - проект конного памятника Людовику XIV.

Русское барокко имеет собственную историю, чуть более скромную, чем европейская. В Москве хорошо сохранились Меншикова башня и здания нарышкинского барокко, в Петербурге интересным явлением стало елизаветинское барокко. Самым ярким архитектором XVIII века, работавшим в этом стиле, был, конечно, Варфоломей (Бартоломео) Растрелли. В России барочные здания и, особенно, интерьеры буквально наперечет: Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, немногочисленные ранние дворцы Петербурга. В Москве это интерьеры Большого Кремлевского дворца: спальня и гостиная императрицы, парадная гостиная, кабинет императора, парадная диванная. Во всем государстве Российском пышным дворцовым стилем могут похвастаться только обе столицы.

Практикум
А теперь выберем основные стилевые детали барокко, которыми вы сможете воспользоваться при создании своего интерьера. Для начала определите в пространстве стабильные и подвижные элементы. Исходя из того, что будет постоянным и незыблемым - перегородки или стены, дверные или оконные проемы, рисунок пола или фонтан в центре комнаты, - назначаете интерьерные приоритеты.

Шаг первый. Выясните возможности вашего дома или квартиры. Учтите, массивные и энергичные формы барокко трудно "втиснуть" в 40 м2. А поскольку барочный интерьер органически связан с архитектурой, ваша задача - соединить внешний вид и "начинку" здания.

Шаг второй. Создайте эскиз и план. Для этого необходимо сделать примерный расчет пространства в целом и каждой комнаты в отдельности. Иначе не удастся соотнести пропорции каждого из барочных элементов, на которых вы остановите свой выбор, с реальным объемом. Сделайте несколько эскизов, каждый из них посвятив одному стилевому приему или акценту.

Шаг третий. На очереди композиция и планировка жилища. Первые эскизы будут касаться планировочного решения. По возможности создайте анфиладу. Если такой возможности нет, попробуйте подойти к проблеме творчески, имитируя барочное пространство, "закручивая" его относительно композиционного центра. Здесь уместны перепады уровней, разновысокие потолки, витые лестницы и тому подобные изыски. Часть эскизов посвятите собственно архитектурным элементам, будь то витая колонна или пилон.

Шаг четвертый. Следующий эскиз пусть послужит декоративности вашего интерьера. Скажем, выполните эскиз комнат с лепниной, а затем, последовательно обогащая декор, добавьте живописный орнамент.

Теперь можно остановиться и оглядеть воображаемый (пока) интерьер. На этом этапе вам предстоит сделать окончательный выбор между тотальной реконструкцией жилища и менее радикальным стилевым акцентом.

Планировка и композиция
Предположим, вы предпочли кардинальное решение - создание планировочной композиции и применение архитектурных деталей барокко. Здесь мы не очень погрешим против традиции русского дворцового барокко, если сохраним коридор. Квартира делится на парадную и частную половины, а коридор служит своего рода галереей. Уместны арки, колонны (сдвоенные или витые), многочисленные зеркала.

Парадная группа помещений включает гостиную, столовую, салон, возможно, кабинет. Обдумывая планировку гостиной и столовой, помните, что их практичное совмещение с кухней или друг с другом в барочном интерьере неприемлемо. Если вы можете себе позволить отдельную столовую, не пренебрегайте этим. И повсеместно поддерживайте дух роскоши и изобилия.

Парадные помещения традиционно располагаются ближе к входу. Их можно разместить по обе стороны коридора-галереи, тем самым создавая или имитируя барочные двусветные залы. При оформлении гостиной смело используйте весь декоративный арсенал стиля: лепные потолки, консоли, плафоны, люнеты и особенно зеркала. Зеркалам в декоре дворцового стиля можно посвятить целую поэму. Располагаясь в нишах, над консолями и каминами, и на потолке, они дробят пространство, увеличивают его или образуют необычные ракурсы. Никакой другой стиль не использовал зеркало так поэтично и так творчески. Поэтому постарайтесь в полной мере продемонстрировать иллюзионистские возможности зеркал в вашем интерьере.

Пропорция и объем
При воспроизведении пропорций и объемов стиля все делайте чуть-чуть. Чуть-чуть утяжелите колонны или, напротив, используйте преувеличенно витые и дробные формы. Чуть-чуть больше, чем нужно с точки зрения скромности, включите позолоты в отделку стен и мебели. Чуть-чуть пышнее пусть получится драпировка... Зрительного изменения объемов и пропорций можно добиться за счет живописного декора и поправки в соотношении высоты и ширины колонн.

Пластические решения
В пластическом оформлении стены хорошо использовать чуть выступающие полуколонны прямоугольной или полукруглой формы с позолоченными капителями. Плоскость стены, кроме зеркал, живописных вставок или вердюр, декорируется рельефными профилями. Эти приемы создают динамичную пластическую поверхность и превращают инертную плоскость в нарядный "задник".

Фактуры
От пластических преобразований переходим к материалам. Самым роскошным и благородным из них будет, очевидно, мрамор. Сегодня выбор декоративных отделочных мраморов чрезвычайно широк. Живая, с прожилками и мягкими рефлексами, фактура этого материала обладает подлинно дворцовой элегантностью. Из мрамора можно выполнить не только колонны или каминную облицовку, но и столешницы. Их холодноватому блеску будет противопоставлен теплый свет обильной позолоты. Чуть приглушить это барочное сияние вы можете настенными вердюрами или шпалерами с пасторальными и мифологическими сценками. Их мягкая, поглощающая свет фактура создаст атмосферу доверительной интимности. В камерных помещениях - спальне, детской, кабинете - можно использовать все виды бархатных драпировок. В парадных комнатах предпочтительнее поддержать общий блеск и предпочесть ткани с гладкой поверхностью - шелк, атлас, парчу. И никакой кожи!

Декоративные возможности стиля
Вы вправе сделать доминантой интерьера конструктивный элемент, использовав его как декоративный. Это может быть арка, колонна или пилястра. Для современной имитации разумно выбрать мотив золоченой консоли и ритмически обыграть его в интерьере, не прибегая к радикальным пространственным преобразованиям. В качестве декоративных элементов, активно формирующих образ дворцового интерьера, незаменимы зеркала.

Завершающая стадия работы потребует от вас минимальных усилий и ограничится включением в интерьер стилевого акцента. Для создания дворцовой атмосферы барокко будет достаточно одного предмета, лучше всего мебели. Стилизованная под старину кровать с балдахином, антикварное бюро или дамский столик для рукоделия из экзотического дерева сделает вашу спальню или гостиную филиалом покоев Людовика XIV или Екатерины Великой.

Каждый большой стиль требует, чтобы реальная жизнь соответствовала его формам. Проще говоря, стиль - это образ жизни, воплотившийся в искусстве. Барокко воспевает обаяние власти, вечную мечту о царственности. Этот стиль всегда будет манить недостижимостью сказочной роскоши. Возможно, поэтому он вновь и вновь возвращается к нам под разными названиями - необарокко, дворцового стиля и т. д. Если бы можно было присвоить каждому большому стилю свой герб, для барокко это, без сомнения, был бы рог изобилия.
Русско-дизайнерский разговорник

Анфилада (фр. enfilade) - ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены по одной оси, что создает сквозную перспективу (например, во дворцах барокко).

Балясина - столбик перил, ограды.

Вердюра - настенный ковер с растительными мотивами, пейзажем, геральдикой, но не с фигурами. В основном вердюры были популярны в XVII в.

Волюта (итал. voluta, букв. завиток) - орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали с "глазком" в центре. Архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон. Составная часть ордерных капителей.

Жирандоль
- фигурный подсвечник для нескольких свечей. Ставится на стол или крепится к стене. Особенно популярен в эпоху барокко и рококо.

Интарсия - вид инкрустации из пластинок дерева других пород и цвета на деревянных предметах. Интарсиями украшали мебель в эпоху ренессанса и особенно барокко.

Консоль (фр. cosole)
- выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, скульптуру, вазу и т. п.

Лепнина - рельефное украшение (фигурное, орнаментальное) снаружи и внутри зданий, как правило, отлитое или отпрессованное из гипса, бетона и т. д.

Маркетри - инкрустация, выполненная наклеиванием пластинок из различных пород дерева и других материалов. Техника маркетри была чрезвычайно популярна в мебели барокко и рококо.

Нарышкинский стиль (а также нарышкинское или московское барокко) - условное, по фамилии дворян Нарышкиных, название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII-начала XVIII вв. Ему соответствовали нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком-Лыкове) и светские здания с пышным резным белокаменным декором.

Пилоны (от греч. pylon, букв. ворота, вход) - массивные столбы, служащие опорой для перекрытия или стоящие по бокам портала здания, въезда на мост.

Путти - младенцы из произведений декоративного искусства эпохи барокко и рококо. Символизировали богатство, здоровье, изобилие. Не путать с ангелами, от которых путти отличаются античным происхождением и здоровой чувственностью.

Рустика (от лат. rusticus - простой, грубый) - кладка или облицовка стен сооружения камнями с грубооколотой или выпуклой лицевой поверхностью ("рустами"); облицовка рустикой может быть выполнена и в штукатурке, имитирующей такую кладку.

Стиль Буля - стиль мебели, изготавливавшейся в мастерской Шарля Буля (конец XVII-начало XVIII вв.). Своеобразие этой мебели заключалось в фанеровке черным деревом и использовании интарсий.

Тондо - круглая живописная вставка. Чаще всего тондо размещали над оконными или дверными проемами.

Шинуазри (от фр. "китайщина")
- стиль украшения мебели в условном китайском вкусе.

Шпалера
- настенный ковер ручной работы.

Стиль барокко во Франции времен Людовика XIV находился на взлете. Для того чтобы показать некоторые особенности этого периода, используют термин "стиль Людовика". Причем термин говорит не только об архитектурном стиле, но и об особенностях стиля жизни во времена "короля-солнца". Нечто подобное можно сказать о "стиле Георга" - здесь речь идет о туманном Альбионе XVII века. А "стиль Перикла" обозначает золотой век греческой классики, когда - во времена его правления - воздвигались лучшие памятники архитектуры.


Создание web-сайтов mail: studio.wd@yandex.ru
 
andoidДата: Понедельник, 09.06.2008, 14:26 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 234
Репутация: 2
Статус: Offline
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ БАРОККО

Барокко - (ит. barocco - причудливый, дурной, неправильной формы, испорченный).

Термин барокко* имеет множество значений.

Барокко - художественный стиль, получивший распространение в Италии в середине XVI - XVII вв., затем во Франции, Испании, Фландрии, Германии в XVII - XVIII вв. "Стиль барокко замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: классицизм и романтизм". Профессор Т.В.Ильина характеризует XVII столетие не только как "искусство барокко*, но и классицизм*, и реализм*".

Величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются любовью к динамике, на смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах, асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти из пространства изображенного в пространство реальное. "Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, партеры, бассейны, боскеты, городские и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению.

Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и лепит форму. Оно нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы*, которой столько лет отдали художники кватроченто, для усиления глубинности, иллюзии ухода в бесконечность".

Место и время развития барокко - прежде всего те страны, где торжествовала католическая церковь. Это сначала Италия, где барокко нашло ярчайшее развитие в архитектуре (барочный Рим "превалирует" даже над античным и над современным), затем Испания, Португалия, Фландрия, несколько позже - Германия, Австрия, Англия, Скандинавия, Восточная Европа. Основные пути развития искусства XVII в. определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская, - хотя, несомненно, ими не исчерпывается все многообразие художественной жизни Западной Европы этого времени.

Португальские моряки "барокко" обозначали жемчужины неправильной формы. В XVII в. это слово было синонимом всего грубого, неуклюжего, фальшивого. Во французских художественных мастерских baroquer - означало смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной. В качестве эстетической оценки это слово стало применяться в ХVIII столетии.

Формирование стиля барокко связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения.

Это была эпоха коренных поворотов в развитии человеческой мысли. Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, о замкнутом, ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку. То, что раньше казалось незыблемым и вечным, стало рассыпаться на глазах... В обыденной жизни человек ощущал твердую поверхность материальных тел, но ученые стали доказывать, что это всего лишь видимость, а на самом деле - это множество отдельных центров электрических сил. В XVI - начале XVII в. открытия в области естественных и точных наук расшатали образ завершенного в себе, замкнутого мироздания, в центре которого находился сам Человек. В ХV в. итальянский гуманист Пико делла Мирандолла утверждал в "Речи о достоинстве человека", " :что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может "обозревать все... и владеть, чем пожелает", то в ХVII столетии выдающийся мыслитель Блез Паскаль писал, что человек всего лишь "мыслящий тростник" и удел его трагичен, так как находясь на грани двух бездн "бесконечности и небытия" он не способен своим разумом ни то, ни другое, и оказывается чем-то "средним между всем и ни чем... Он улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало, ни конец".

Еще в начале ХVI в. человек стал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречия между видимостью и знанием, идеалом и реальной действительностью, иллюзией и правдой. Возникла идея о том, что чем неправдоподобние произведение искусства, чем резче оно отличается от увиденного в жизни, тем оно интересней с художественной точки зрения. Эта новая барочная по духу эстетика потеснила ренессансные принципы изобразительного натурализма, подражания природе, простоты, ясности и уравновешенности. Возврат к ним стал невозможен. Мир изменился необратимо. Все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое - скучным и унылым.

"Жизнь - есть сон" - девиз новой художественной эпохи.

Родиной барокко стала Италия. "Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко". Новый стиль для Италии стал своеобразным "архитектурным Маньеризмом*". Стиль барокко обращается к утомленному воображению и пресытившемуся вкусу после суровости романской архитектуры, мистических порывов готики и светлой ясности Ренессанса".

Вторую причину В.Власов видит во влиянии "католического мироощущения", проникнутого крайним мистицизмом, повышенной экзальтацией. Поэтому барокко часто называют стилем католицизма, искусством иллюзии.

Подлинным создателем стиля Барокко считается великий Микеланджело. "Когда неистовый Микеланджело открыл свой Сикстинский потолок и занялся капитолийскими постройками, все поняли, чем каждый болел и что прятал в своем сердце... и новый стиль - Барокко - был создан".

Микеланджело своей экспрессией разрушил все привычные представления о правилах рисунка и композиции. Другие произведения Микеланджело - интерьер капеллы Медичи и вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции, демонстрировали вроде бы классические формы, но все в них было охвачено волнением и напряжением.

В библиотеке Микеланджело сделал необъяснимые, с точки зрения архитектурных канонов, вещи: колонны сдвоены, но запрятаны в углубление стены и ничего не поддерживают, даже нет капителей. Консоли, висящие над ними не выполняют никакой функции. Стены разделены мнимыми окнами. Лестница более всего удивляет. По остроумному замечанию Я.Буркхардта, она " пригодна только для тех, кто хочет сломать себе шею: По бокам нет перил, где они необходимы, они есть в середине, но слишком низкие, чтобы на них можно опереться. Крайние ступени закруглены бесполезными завитками - волютами* на углах. Лестница заполняет почти все свободное пространство, что противоречит здравому смыслу, она не приглашает, а загораживает вход".

В проекте собора св. Петра Микеланджело, в отличие от начавшего строительство Браманте, подчинил все архитектурное пространство центральному куполу и подкупольному объему, сделав сооружение очень динамичным. Купол сделали не полусферическим, как было принято в архитектуре Высокого Возрождения, а удлиненным, параболическим. Новый силуэт подчеркнул мощное движение ввысь, преодолевающее силу земного тяготения. Из этого следует, по мнению В.Власова, что барокко возвратило архитектуру к "мистическим идеалам готики: динамике, иррациональности, дематериализации".

Эволюция художественного мышления великого Микеланджело была закономерной. "Из глубочайшей неудовлетворенности искусством, на которое он растратил свою жизнь, его вечно неутоленная потребность в выражении, разбила архитектонический канон Ренессанса и сотворила Римское барокко".

В лице Микеланджело - скульптора, он создал новую, невиданную экспрессивную пластику. Человеческие фигуры стали изображаться не по правилам пластической анатомии, а согласно иным, иррациональным формообразующим силам, вызванным к жизни фантазией художника.


Создание web-сайтов mail: studio.wd@yandex.ru
 
Форум » Дизайн » Стили » Барокко (Барокко стиль в архитектуре конца XVI)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024