"Русский стиль" "Русский стиль" псевдорусский стиль, стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество.
С 1830-х гг. многие крупные соборы и общественные здания строились в формах так называемого русско-византийского стиля, получившего официальную поддержку со стороны Императорского двора и Святейшего Синода (постройки К.А. Тона: Большой Кремлёвский дворец, 1837-49, храм Христа Спасителя, 1839-83). С середины XIX в. начинает развиваться иная, более демократическая ветвь "русского стиля", ориентирующаяся в основном на формы национального зодчества XVII в. В постройках Н.В. Никитина ("Погодинская изба", 1856), А.Л. Гуна (дом Пороховщикова, 1872), И.П. Ропета, В.А. Гартмана (павильоны Политехнической выставки в Москве, 1872) широко используются мотивы и детали русской деревянной жилой архитектуры, декоративные элементы, заимствованные из вышивки и других форм народного искусства. Композиционные принципы и декоративный строй московского церковного каменного зодчества второй половины XVII в. легли в основу многих общественных сооружений Д.Н. Чичагова (здание Городской думы, 1890-92), А.Н. Померанцева (Верхние торговые ряды, 1889-93), В.О. Шервуда (Исторический музей, 1874 - 1883) и др. С начала XX в. "русский стиль" получает новое развитие в общем русле стиля модерн; в так называемом неорусском стиле на смену прежнему буквальному воспроизведению деталей приходит широко понимаемая стилизация, свобода формообразования и пластических решений.
неорусский стиль направление в русской, архитектуре конца XIX в. - 1910-х гг., широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры. В отличие от предшествующего (и отчасти параллельного) ему "русского стиля", неорусский стиль характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм или объёмов, а обобщённостью мотивов, тонкой и творческой стилизацией стиля-прототипа. Общие принципы формообразования (от интерьера к наружным формам), пластичность, яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В арсенал стилизуемых форм включались мотивы основных школ древнерусского зодчества (киевской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, московского барокко, народная деревянная архитектура). С середины 1900-х гг. неорусский стиль претерпел существенную внутреннюю эволюцию: свободная, импровизационная стилизация сменяется более жёстким ретроспективизмом, сходным с ретроспективизмом неоклассицизма. Представители позднего неорусского стиля почти буквально воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, архитектор А.В. Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, архитектор В.А. Покровский).