Модерн Модерн стиль в архитектуре конца XIX - начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн - тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение "текучими" формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. - нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в произведениях Ф.О. Шехтеля. Среди характерных московских построек в стиле модерн: Сандуновские бани (Корпус магазинов, 1895, архитектор Б.В. Фрейденберг; Неглинная улица, 14), старое здание МХАТа, бывший дом Рябушинского (ныне Музей-квартира М. Горького), Ярославский вокзал, гостиница "Метрополь" (1899-1903, архитектор В.Ф. Валькот), дома Миндовского (Поварская улица, 44) и Исакова (улица Пречистенка, 28) - оба начала 1900-х гг., архитектор Л.Н. Кекушев.
В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль - национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, 1908-12, архитектор А.В. Щусев; здание Казанского вокзала и др.).
Мы много говорили о роли пространства в создании образа интерьера. Сегодня же речь пойдет о форме как составной части интерьера и в то же время самодостаточном явлении. Форма мебели или отдельной детали не менее значима для стиля, чем пространственное решение. Обсуждать эту тему целесообразнее всего на примере стиля ампир, столь любимого в самых неожиданных интерпретациях и в самые разные эпохи, от наполеоновской до сталинской.