Главная _
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 29.03.2024, 09:54
Регистрация

Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: andoid, sergar  
Форум » Дизайн » Стили » Этнический стиль (Архитектурный стиль)
Этнический стиль
andoidДата: Понедельник, 09.06.2008, 16:27 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 234
Репутация: 2
Статус: Offline
Этнический стиль

На страницах журналов, посвященных дизайну, можно найти интерьеры самых разных направлений. В том числе оформленные в модном нынче этническом стиле. Его отличают экзотические маски и фетиши, ткани с орнаментом, напоминающим петроглифы, мебель с обивкой под леопарда, калебасы на полках, шкуры зебр на полу и прочие диковинные вещи. И все же что это за стиль? Почему он так популярен? И можно ли назвать его стилем в строгом смысле этого слова?

Совершив небольшой экскурс в историю искусств, вспомним, что полноценным стилем считается лишь тот, который широко проявлен в разных сферах жизни и во всех видах изобразительного и строительного искусства - живописи, скульптуре, архитектуре, в прикладном искусстве, изготовлении предметов интерьера, дизайне одежды. Такими большими стилями стали, как известно, античная классика, романский стиль, готика, барокко, классицизм, модерн и т. д. Развивались они постепенно, более-менее последовательно сменяя друг друга. На протяжении долгого времени трансформировались вкусы, а с ними архитектурные и художественные формы. В результате возникла потребность в более мелких стилевых категориях. Их принято называть направлениями. Предмет нашего сегодняшнего обсуждения тоже, скорее, стилевое направление, у которого пока нет даже устоявшегося названия. Его именуют примитивным, этническим, фолк, экзотик, колониальным. Но в любом случае классическими свойствами большого стиля это направление не наделено.

Для начала попробуем немного разобраться с названием. Скажем сразу: слово этнический подходит для него меньше всего. Ведь в каждом стиле так или иначе проявлены национальные черты, да и формируется почти любой из них внутри какого-нибудь этноса, или народа (например, китайский, японский, русский стили и т. п.). Понятие фольклорный (сокращенно фолк) часто путают с кантри (деревенский) либо употребляют эти слова как синонимы. Что ж, они и в самом деле стоят довольно близко. Слово примитивный позаимствовано у искусствоведов (см. "примитивное искусство") и по отношению к дизайну интерьеров имеет, скорее, негативную окраску (как, впрочем, и колониальный; его употребляют чаще других). Так или иначе, в нашем распоряжении осталось одно название: экзотик. Пожалуй, его мы и будем использовать далее.

Невольно напрашивается вопрос: стоит ли стилистическое направление обсуждения, если даже устоявшегося названия оно еще не имеет? Ответим так: было бы явление, а термин для него со временем подберется.

Став популярным благодаря удобству, экономичности и простоте, этот стиль одновременно заключает в себе нечто потаенное, дремлющее на дне души каждого. Так уставшее от перегрузок, информации и стрессов сознание стремиться к "настоящему" - к корням, к истокам вне социальных и культурных реалий. Так зачарованно смотрим мы на костер в вечерних сумерках, уподобляясь своему древнему предку. Современные психологи называют это свойство человека атавизмом сознания - необъяснимой, вековой памятью крови. Мы помним себя тогда, когда еще не были людьми в теперешнем социальном смысле слова. Вероятно, всем этим можно объяснить успех направления экзотик. Между прочим, сегодня наблюдается уже второе пришествие стиля. А когда же было первое?

Процесс массовой колонизации народов Африки, Азии и Латинской Америки приблизился к своему завершению в конце XIX столетия. Примерно тогда же из тропических стран было вывезено в Европу большое количество произведений народного искусства. В то время они интересовали лишь этнографов и целыми партиями оседали на пыльных полках музеев. Европейское искусство развивалось своим путем: модерн упивался японскими гравюрами и китайским фарфором. Но увлечение их утонченностью постепенно ослабевало.

Изобразительное искусство начала XX века стало полем больших экспериментов. Художники обратили свои взоры к самым основам искусства, заложенным подлинными "примитивами", - к фетишам каннибалов, к маскам дикарей. В период художественной революции, достигшей своей кульминации перед Первой мировой войной, увлечение африканской скульптурой объединило мастеров самых разных школ и направлений. Ритуальные негритянские маски продавались тогда в антикварных лавках по дешевке и вскоре заменили в мастерских слепки с Аполлона Бельведерского. Можно понять, что привлекало в них поколение, искавшее выхода из тупика западной традиции. Создания безвестных ремесленников обладали как раз теми качествами, которые растеряло на своем долгом пути западное искусство: мощной экспрессией, ясностью структуры, обнаженностью исполнительских приемов и обобщенной лаконичностью форм.

По примеру Гогена и, возможно, Матисса к искусству примитивов обратился Пабло Пикассо. Нетрудно догадаться, что он из него вынес - метод конструирования формы из заданных элементов, который принципиально отличался от метода стилизации зрительных впечатлений. Целью художника становится не имитация внешности, а создание конструкции. Так, знаковые "Авиньонские девицы", в сущности, не что иное, как успешная попытка перевода "с первобытного на европейский".
Тотальные поиски нового затронули не только живопись и скульптуру, но, естественно, и архитектуру. Как реакция на прагматический рационализм индустриального века, в 30-е годы возникает "органическая архитектура" американца Ф. Л. Райта, поставившего перед собой задачу развивать природный ландшафт. Вероятно, изучение первобытной стадии жизни человека и навело представителей "органической архитектуры" на мысль внести в интерьер природные элементы - скалы, глыбы, водопады.

В своей лекции, прочитанной в Сорбонне еще в 1924 году, Ле Корбюзье говорил: "Дом есть прямое порождение антропоцентризма. Иными словами, здесь все ведет обратно к человеку... Дом - раковина улитки. Поэтому нужно, чтобы он был сделан по нашей мерке". В более поздних записях, датируемых 1949 годом, можно прочесть: "Хижина дикаря обладает всеми достоинствами типового сооружения. Она единственная для определенных условий. Палатка кочевника - тоже типовое сооружение". Оставаясь верным своему противоречивому таланту, мастер отказался от строго геометрических принципов, пропагандируемых им ранее, и в 1950-1953 годах построил капеллу Нотр-Дам в Роншане. Это первое сооружение, целиком отвечающее его новым представлениям о пластической форме, органичности ландшафта, материала и функции. Крыша, приподнятая над объемом здания, опирается лишь на несколько точек и кажется парящей в воздухе. Решение трех башен полностью соответствует концепции комплекса в целом. Знаменитая капелла в Роншане, больше похожая на доисторический мегалит, стала лучшим произведением Ле Корбюзье.

Появившиеся в разных европейских и американских городах дома-скалы, дома-менгиры, построенные с использованием опорно-балочного принципа, открытого в период палеолита, основаны на природной, первобытной пластике. Неясно, можно ли считать экскурсы П. Пикассо, А. Модильяни, Ле Корбюзье в первобытно-африканскую глубинку поисками твердой почвы. Однако рожденные в результате шедевры обогатили европейскую культуру, наметив перспективы на будущее и представив прошлое в принципиально новом ракурсе. Сделав множество витков по спирали развития, человечество вновь вернулось к своим истокам.

Пластика
Часто употребляя слово "пластика", мы не всегда задумываемся о его значении. Попробуем разобраться. Если разместить на одном столе африканскую маску, японскую нэцкэ, русскую матрешку и статуэтку, сделанную на немецком фарфоровом заводе, можно заметить, что рядом этим предметам не очень-то уютно. Они словно хотят разбежаться и существовать на определенном расстоянии друг от друга. Дело в том, что пространство внутри и вокруг них формируется по совершенно разным принципам, не всегда совместимым. И африканская маска, и матрешка сделаны из дерева. Но пружинистая, первобытная сила пластики первой разительно отличается от обтекаемой рыхлости второй.

Таким образом, можно сделать вывод, что пластика есть принцип формирования объема. Этот принцип действителен и для прикладного искусства, и для декора интерьера, и для архитектуры.
Сравним устремленную ввысь бестелесную готику, вязкий, текучий модерн и лаконичный, поблескивающий металлом high-tech. Основа различий все та же: формообразующий принцип - пластика. Plastikos по-гречески означает "годный к лепке", или к образованию формы. А форма, в свою очередь, способна существовать только в пространстве. Понятие пластики применимо и к декору, правда, в этом случае оно может трактоваться как стилистическая целостность в одном объекте. Например, в рокайльном интерьере естественна прихотливая, игривая пластика лепного декора, совершенно неуместная в готике или минимализме.

Однако вернемся к нашему первобытно-африканскому стилю. Так уж сложилось, что именно на африканском континенте сохранился быт и уклад народов и народностей в первозданном состоянии. Имейте в виду, все или почти все, что вы сможете купить в отечественных антикварных магазинах и салонах-галереях этнического искусства, - это так называемые "крафты" - современные копии традиционных изделий народных мастеров. Да и среди оригиналов, взятых за основу, подлинных древностей немного,-как правило, им не более 150-200 лет. Тропический климат, сочетание жары и влажности, термиты не щадят ничего, в особенности дерева. Кроме того, изготовленные в ритуальных целях маски или фетиши после использования "по назначению" подлежали уничтожению, то есть попросту сжигались или топились. Немало настоящих произведений африканского и полинезийского народного искусства было уничтожено христианскими миссионерами. Как это ни парадоксально, лучше всего древние предметы сохранились в европейских музеях этнографии и частных коллекциях.

Африканская скульптура не исчерпывается одними масками, есть превосходная мелкая пластика - статуэтки людей и животных из дерева, меди, бронзы и слоновой кости. Современные африканские мастера, следуя за рынком, научились не только копировать старые образцы, но и создавать изумительные стилизации из драгоценного черного дерева. Напомним, что эту породу древесины можно распознать по весу: она заметно тяжелее остальных и тонет в воде, к тому же очень тверда и сложна в обработке.

Практикум
Использование направления экзотик в оформлении дома привлекательно своей экономичностью. Даже на небольшой площади городской квартиры можно создать стильный интерьер. В зависимости от вашего желания, образа жизни и финансовых возможностей, определите уровень внедрения стиля в ваше жилище. Полная реконструкция, скорее всего, будет недоступна. Невозможно полностью воссоздать глинобитную хижину африканского охотника. В качестве реальных средств остаются декорация и стилевой акцент. И это, поверьте, немало.

Пространство стиля экзотик имеет два варианта пластического развития. В любом случае в интерьер переводится живая природа, но в одном варианте ее приходится геометризировать в линейные контуры (живопись, графика на стенах), в другом - в лекальные объемы, простые и ясные. Планировка предпочтительна свободная, обычно сориентированная вокруг центрального объема гостиной в "организованном беспорядке". Зонирование осуществляется при помощи многоуровневого пола, мобильных перегородок, плетеных ширм и занавесок. Отделка поверхностей может быть самой лаконичной - просто белые стены. Но лучше использовать какое-нибудь фактурное покрытие, имитирующее природный материал и напоминающее слегка потрескавшуюся глину или камень. Пол можно выложить керамической плиткой под камень или застелить циновками из сизаля. К месту будут домашние ручьи и водопадики, стекающие по искусственным каменным глыбам. Как устроить такой оазис, наш журнал рассказывал в №1 за 2001 год.

В декоре используйте "этническую" керамику, максимально похожую на настоящую африканскую. Если таковой нет, можно применить известный и довольно легкий прием - обвить любой подходящий сосуд толстой веревкой из грубого натурального волокна. Количество экзотических масок и статуэток выбирайте по собственному вкусу, но не превращайте квартиру в музей. Очень активная по своей пластике африканская скульптура в большом количестве начинает действовать угнетающе. Не забывайте, ведь это предметы религиозного культа, и кто знает, какую астральную энергию они в себе таят. Художественные музеи предлагают сейчас достаточно широкий выбор современных копий музейных экспонатов, так что за палеолитической Венерой совсем необязательно отправляться в археологическую экспедицию.

Палитра в нашем случае очень сдержанная и ограничивается природными цветами. Это могут быть все оттенки охры (золотисто-коричневый, бледно-желтый, терракотовый) и умбры (зеленовато-коричневый, темно-коричневый, оливковый). Художники называют такие краски "землями", поскольку для их изготовления до сих пор используют различные породы глины, содержащие много природного пигмента. В древние времена глину просто растирали с салом, а в качестве черного красителя употребляли сажу. Сейчас лучше использовать водно-дисперсионные или акриловые краски.

Мебель уместна простых, лаконичных форм - никакой лакировки, краски и позолоты. Прекрасно будут смотреться плетеные предметы из ротанга или бамбука. Органично впишутся в интерьер и вещи из просто, даже грубо обработанного дерева, как бы потрескавшегося от времени.

Особая тема - освещение. Его лучше сделать неярким, создающим таинственное, сумеречное мерцание. Источники света должны быть невыявленными, закамуфлированными. Для абажуров можно использовать ткани с графическим "первобытным" орнаментом или "диких" расцветок, имитирующих шкуры животных.

Русско-дизайнерский разговорник

Балка (нем. Balken - брус) - опорный элемент, обычно горизонтальный, призматической формы, опирающийся на стойку - вертикальную опору. Балка может быть деревянной, каменной, железобетонной. Расположенные в ряд балки образуют балочное или плоское перекрытие. Опорами служат стены или стойки (столбы, колонны).

Бунгало (англ. bungalow) - палатка из кож, вид шатрового жилища, принятый у американских индейцев. Такие конструкции встречаются у аборигенов Африки, Азии, Океании. Стилизации под индейские хижины (легкие загородные постройки с открытой верандой) в современной американской архитектуре также называются бунгало. Понятие "бунгало" в современном значении еще в 50-е годы внес в архитектуру Ф. Л. Райт, определив его как часть "органической архитектуры".

"Органическая архитектура" - направление в архитектуре XX века, распространившееся в США и Западной Европе в 30-50-е годы. Основная доктрина, разработанная Ф. Л. Райтом, утверждала, что здание - это подобие живого организма, развитие которого определяется потребностями людей и свойствами окружающей среды. Райт считал, что самое важное в жилом здании - расположение помещений, а не фасад. Если внутренняя планировка дома хороша и удобна, он наверняка будет красивым и снаружи. "О. а." выступала против сухого прагматизма, свойственного конструктивизму. Органичная связь здания со средой, внедрение постройки в пейзаж и пейзажа в постройку, внутри которой устраивались островки живой природы - скалы, камни, ручьи, водопады, деревья, - подтверждали основную идею непрерывности ландшафта вне и внутри здания.

Мегалит (гр. megas - большой, lithos - камень) - сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных каменных глыб. Различают три типа мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Появление мегалитических сооружений датируется концом неолита (20-23 тыс. лет до н. э.).

Дольмен (фр. dolmen от бретонского tol - стол, men - камень) - сложное мегалитическое сооружение в виде однокамерного помещения, составленного из двух или нескольких каменных вертикальных блоков, перекрытых горизонтальной плитой (вес покрывных плит - от 40 до 300 т). Во многих случаях дольмены использовались для погребения. Распространены в Европе, Азии, Африке, преимущественно в приморских областях. Относятся к бронзовому, иногда к железному веку.

Кромлех (бретонский crom - круг, lech - камень) - мегалитическое сооружение культового назначения. Представляет собой круг или несколько концентрических кругов, составленных из огромных (высотой 6-7 м), вертикально стоящих глыб, иногда перекрытых каменными блоками. Такие объекты встречаются в разных районах Старого и Нового света. Наиболее известны кромлехи Англии (Стоунхендж) и Бретани (Карнак).

Менгиры - продолговатые камни, одиночные или образующие длинные аллеи (до нескольких километров). Высота камней - от 1 до 20 м и более. Иногда покрыты рельефом. Больше всего распространены в Западной Европе. По-видимому, связаны с культом мертвых.

Петроглиф (гр. petros - камень, glyphe - резьба) - изображение, выбитое, процарапанное или высеченное на отдельных камнях, поверхности скал, стенах пещер.

Стоечно-балочная конструкция - основной принцип архитектуры. Сооружение состоит из балок, покоящихся на двух или нескольких вертикальных опорах-стойках. Балки образуют перекрытия - конструктивные части зданий, разделяющие помещения на этажи (с плоскими или сводчатыми потолками). Пример примитивной стоечно-балочной конструкции - дольмены.

Тектоника (гр. tektonike) - композиция, соотношение несущих и несомых частей, выраженное в пластических формах. Тектоника проявляется в пропорциях, ритме, взаиморасположении элементов.

"Традиционное искусство" - искусство, существующее на низших этапах развития у всех народов и сохраняющее тесную преемственность во всех основных аспектах (функции, виды, жанры, образы и т. д.). Его отличительные особенности: непрофессиональный и внеличный характер творчества, насыщенность мифологической символикой, неразрывная связь со всем религиозно- культовым комплексом.

Фетиш - природный или специально изготовленный предмет, которому приписывается сверхъестественная сила, способная оказывать человеку различные услуги. Такими свойствами могут наделяться скалы, деревья, раковины и т. п., а также различные бытовые предметы, например горшки, калебасы, барабаны. Среди скульптурных изделий это чаще всего небольшие антропоморфные или зооморфные статуэтки. Фетиш может быть предназначен, например, для охраны поля и жилища.

Калебаса - сосуд, изготовляемый из выдолбленной и высушенной тыквы.


Создание web-сайтов mail: studio.wd@yandex.ru
 
Форум » Дизайн » Стили » Этнический стиль (Архитектурный стиль)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024