Формат файл-стандарта IES был создан для электронной передачи
фотометрических данных паутиной т.е. всенаправленность\затухание
освещения. Этот стандарт широко используется многими изготовителями
освещения и является одним из промышленных стандартов фотометрических
данных. Файл IES несёт в себе информацию о интенсивности света в
формате ASCII. Этот файл вы можете представлять как цифровую копию
настоящего источника освещения. В программном обеспечении связанном с
моделлированием и визуализацием подобно 3D Studio Max он нужен для
создания физически правильніх источников освещения с более аккуратной
цветопередачей.
Репрезентация различных IES источников освещения в диаграмме и в готовом просчитанном варианте
Есть множество созданных просмотрщиков IES паутины, но я рекомендую созданную Андреем Леготиным.
Это наиболее хорошо скомпилированый просмотрщик с возможностью
Визуализации, тоесть готовый результат выходного освещения вы можете
просматривать через него. Для того чтобы скачать его нажмите здесь.
Обзор IES просмотрщика, созданного А. Леготиным
IES освещение в 3D Studio Max
3ds max один из 3d програмных обеспечения, который поддерживает
использование IES освещения. В 3dsmax интегрированы несколько IES
параметров и видов освещения под панелью Photometric Lights. Например: IES Sun & IES Sky.
IES Sun - это физически правильный источник света, который симулирует
освещения солнца, а IES Sky напротив симмулирует атмосферные эффекты и
небесный свод. Для более подробного обьяснения вы можете просмотреть
информацию о этих обьектах в справке 3ds max. 3ds max также даёт
возможность использовать IES файлы через Photometric Web
(открытие файла производителя ламп\торшеров и т.д., с уже заданными
параметрами паутины света). Photometric Web - это трехмерная
репрезентация света с передачей интенсивности источника света. Это даёт
вам возможность создавать более акуратные своды освещения считаные с
профиля отдельного IES-файла.
Этот учебник научит вас использовать IES файлы в вашу сцену. Для того
чтобы закончить урок вам нужны базовые знания работы с 3dsmax и
желательно файл IES паутины.
Создайте новый файл или откройте сцену в которую вы хотите поместить
IES источник света. Если вы работаете с новой сценой создайте куб,
инвертируйте его нормали получится что-то вроде комнаты. Я поделил бокс
на отделыные блоки, чтобы мы могли попробовать различные источники
освещения и их параметры.
Базовая структура сцены
Чтобы создать источники света идите в панель Создания (Create Panel),
кликните на вкладке Lights (Освещение) и выберите Фотометрические
осветители (Photometric) с выпавшего листа. Вы можете использовать IES
файлы с любым из Фотометрических осветителей в листе, кроме IES Sun и
IES Sky. Поэтому, кликните на любой источник освещения и нажмите в окне
обзора на стену. Разместите свет правильно в нужных вам локациях. Я
использовал Target Point осветитель в сцене.
Фотометрическое освещение помещенное в сцену
Как только осветители будут помещены на желаемые локации войдите на панель модифицирования (Modify Panel)
чтобы увидить их настройки (Parameters). Откройте свиток
Интенсивность\Цвет\Дистрибьюция (Intensity/Color/Distribution) и в
свитке дистрибьюции выберите ‘Web’. Так мы хочем заставить макс
использовать файл с цыфровым освещением. Как только вы выберите ‘Web’
со свитка, откроется новая вкладка ‘Web Parameters’. В ней нажмите на
Web file. И укажите путь к IES файлу и нажмите открыть.
Как только IES файл будет загружен в осветитель, 3ds max будет
отображать его форму в окне обзора. Финальный шаг установить
интенсивность, которую вы хотите. Вы можете указать интенсивность в
люменах (lm), канделах (cd) или люкса (lx) если вы не знакомы с этими
измерениями, можете почитать книгу-учебник по физике =).